События. Факты

Прокуратура разъясняет: уголовно-правовая ответственность за взяточничество

Коррупция в органах государственной власти России вышла на уровень общенациональной угрозы. Взяточничество должностных лиц является одним из наиболее распространенных проявлений коррупции.
Уголовная ответственность за получение взятки предусмотрена статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
По смыслу закона взятка - это деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, получаемые должностным лицом лично или через посредника за «действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».
Уголовную ответственность влечет как явная, так и завуалированная взятка. В качестве взятки могут рассматриваться не только деньги и вещи, но и любые имущественные выгоды.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества для его временного использования и др.).
Субъектом получения взятки является должностное лицо, которым признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации
В то же время, в случае, если должностное лицо, имея корыстный умысел, получает деньги, имущество и т.д. за совершение действий, однако не обладает полномочиями на их совершение, его действия квалифицируются как мошеннические.
Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этом случае между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).
Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное) в отсутствие предварительной договоренности.
При этом уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.
Ответственность за получение взятки также не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за незаконные действия, совершенные должностным лицом в целях реализации достигнутой договоренности с взяткодателем (например, незаконное предоставление за взятку земельного участка может квалифицироваться, в частности, как злоупотребление должностными полномочиями или хищение в пользу третьего лица).

Вымогательство взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) является квалифицированным видом совершения данного преступления. Одновременно это основание освобождения от уголовной ответственности взяткодателя, что во многом и определяет понимание этого признака в судебной практике.
Согласно п.18 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица дать взятку сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).
При этом не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.

Помимо изложенного, уголовно наказуемо и посредничество во взяточничестве, предусмотренное статьей 291.1 УК РФ, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (свыше 25 тысяч рублей).
Посредник действует по просьбе или поручению лица, дающего либо лица, принимающего взятку, осознавая, что он участвует в названной коррупционной схеме, и тем самым способствует совершению иного преступления.

Частью 5 статьи 291.1 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав преступления - обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.
Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

Статьей 291 УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу лично или через посредника.
Ответственность за дачу взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
В случае когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки, что также уголовно наказуемо.
При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Следует иметь в виду, что освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.

Наказание за взяточничество.
Недавние изменения уголовного законодательства ознаменовались ужесточением наказания за преступления, связанные с взяточничеством.
Так, наказание за получение взятки (статья 290 УК РФ) может доходить до штрафа в размере стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Дача взятки (статья 291 УК РФ) может наказываться штрафом в размере до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Наказание за посредничество во взяточничестве (статья 291 УК РФ) может составить штраф в размере девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Куда обратиться, если столкнулся со взяточничеством?
Обо всех известных фактах коррупционных проявлений на территории Томского района можно сообщить в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по Томскому району по телефону: 795-333, либо лично обратиться с заявлением или отправить его почтовым отправлением по адресу: 634040, г.Томск, ул.Иркутский тракт, 198/1 стр.3; а также в прокуратуру Томского района по телефону 53-40-52, либо лично обратиться с заявлением или отправить его почтовым отправлением по адресу: 634029, г.Томск, ул.Белинского, 14.
Все обращения будут рассмотрены в установленном законом порядке.